Первая клиника - стоматология в Красноярске

Какая щетка лучше?

чистка зубов.jpg

В последнее время всех наших пациентов интересует вопрос «Как правильно выбрать щетку и пасту? Выбор ведь такой большой… Какая щетка лучше: электрическая или ручная? Какие преимущества у тех и других.»
В связи с этим мы решили посвятить этому вопросу отдельную статью.
Какая - электрическая или ручная (мануальная) щетка? Решение зависит от различных факторов. От состояния десен, зубов, общего состояния организма.  Вообще, главное не чем чистить зубы, а КАК их чистить. (Правила чистки мануальной и электрической щеткой смотри здесь)  Ключевым являются - выметающие движения. Если вы
заметите, то электрическая щетка выполняет круговые и(или) возвратно-поступательные движения. Круговые движения, по сути "загоняют" зубные отложения в десневую бороздку (десну). Однако, электрическая щетка блестяще справляется с чисткой самой эмали зубов.
Выметающие же движения хорошо выполнить обычной щеткой. При изначально хорошем уровне гигиены здОрово совмещать чистку обоими щетками. Также хочу отметить, что электрическая щетка очень пригодится людям с ограниченными возможностями.
Лень, детский возраст - не являются показаниями к чистке электрической щеткой.
При воспалении десен необходима консультация стоматолога обязательно.

Ручная (мануальная) щетка. Необходимые критерии.rocs копия.jpg
- искусственная щетинка
- жесткость щетинки должна быть индивидуально подобрана (если нет никаких проблем - щетку средней жесткости, если воспалены десны - мягкую, но ни в коем случае не жесткую). Никакого массажа,  вопреки распространенному  мнению,  вы производить не будете такой щеткой, а лишь дополнительно травмируете десны и "разнесете" инфекцию.
- ручка щетки должна быть удобная, не скользящая.
- небольшая головка (примерно соответствующая 2-2,5 зубам)
- должен быть определенный угол наклона головки, чтобы во время чистки было удобно расположить щетку под углом 45 градусов к зубам и деснам.
- щетку необходимо менять раз в месяц
- хорошо, когда в щетке много щетинок, это подчас важнее, чем жесткость щетки

Ультразвуковые и электрические зубные щетки.
триумф копия.jpgСуществуют так же так называемые ультразвуковые зубные щетки. Чаще всего они имеют форму обычной зубной щетки. Ультразвуковая щетка не совершает никаких движений, суть ее действия не в движениях, а в ультразвуковых частотах, которые воздействуют на микроорганизмы. Форма у щетки обычная и пользоваться ей нужно, как обычной щеткой.
Иногда ультразвуковая щетка имеет дополнительный режим, как у обычных электрических.

Мнение специалистов одной из стоматологических клиник:
Наш опыт показывает, что электрические зубные щётки действительно превосходят обыкновенные. Причина этому то, что большинство из нас обычно торопятся, когда пользуются зубной щёткой и не тратят на эту процедуру рекомендованные от 2 до 5 минут. В то же время, пользуясь электрической щёткой, люди тратят на чистку как минимум 2 минуты.
Другая причина, по которой электрические щётки превосходят обычные, это их способность поддерживать постоянный уровень движения щетинок, что уменьшает износ тканей зуба и раздражение десны. Зачастую стоматологи отмечают зоны повышенной стираемости у пациентов из-за излишнего давления щёткой при чистке в этой области и неравномерности прилагаемых к различным участкам зебных рядов усилий. Этот негативный эффект сведён к минимуму при использовании электрической зубной щётки.
Недавние исследования, проведённые на базе Стоматологической Школы Университета Буффало, также подтвердили, что электрические зубные щетки более эффективны в снижении уровня бактерий зубного налёта, вызывающих заболевания десен. Исследования проводились в двух контрольных группах и та, что использовала электрические щётки показала более высокий уровень гигиены.
Другое исследование, проводимое Британской Стоматологической Ассоциацией на базе Университета в Бирмингеме также подтвердило существенное снижение уровня зубных отложений при использовании электрической щётки.
Американская Ассоциация стоматологов тоже опубликовала исследования, согласно которым использование детьми 8 -12 лет электрических зубных щёток значительно улучшают у них гигиену молочных и постоянных зубов.

Из всего этого можно сделать вывод, что действительно электрические щетки существенно снижают уровень зубного налёта и способствуют лучшей гигиене, тем не менее как и при использовании обыкновенных щёток необходимо менять их чистящие головки как минимум раз в 3 месяца и использовать головки с мягкой щетиной, чтобы предотвратить повышенную стираемость эмали зубов.
Теперь о видах электрических щеток.

1. Электрическая зубная щетка, чистящая головка которой совершает движения только в одной плоскости. Стоматологи называют это возвратно-вращательными движениями. Их сравнивают с маятником, который отклоняется вправо и влево на определенное количество градусов.
  2. Электрические зубные щетки, которые совершают два вида движения — возвратно-вращательные и пульсирующие. Головка такой щетки бережно размягчает и удаляет зубной налет в труднодоступных местах и вдоль линии десен.
  3. Конструкция зубной щетки, созданная по типу жернова – два круглых диска, на которых расположены одноуровневые пучки щетины. Преимущество таких щеток в том, что они одновременно очищают и внутреннюю, и внешнюю сторону зуба. Как и у всех щеток, у данной модели есть свой минус. Щетка недостаточно хорошо очищает поверхность коренных зубов, обладает плохой маневренностью и ею сложно манипулировать.
  4. Однопучковые (или монопучковые) щетки. На маленькой круглой головке щетки расположен лишь один пучок щетины, вращающийся по кругу. Однопучковая электрическая зубная щетка не рассматривается стоматологами как основное средство гигиены полости рта. Она используется лишь в качестве дополнительного средства.

Ученые университетов Бирмингема, Эдинбурга, Манчестера и Шеффилда проанализировали относительно электрических зубных щеток результаты 29 клинических исследований, в которых участвовали в общей сложности 2500 человек. И оказалось, что щетки, совершающие возвратно-вращательные и пульсирующие движения, превосходит обычные зубные щетки по эффективности. Эта разновидность удаляет на 7% больше зубного налета, а заболеваемость десен снижается на 17% по сравнению с традиционными щетками.

На что следует обратить внимание при выборе электрической зубной щетки.
Лучше, чтобы щетины электрической зубной щетки были разной длины – в этом случае зубной налет и остатки пищи удаляются гораздо легче.
Не помешает наличие цветных индикаторных щетинок. С течением времени за счет механического вымывания красителя они бледнеют и выцветают. Когда все ворсинки становятся белыми до половины длины, щетку пора менять.
Обратите внимание на питание электрической зубной щетки. Некоторые из них работают на простых пальчиковых батарейках, что требует отдельных затрат. Бывают электрощетки на аккумуляторах (обычно идут в комплекте со щеткой). На российском рынке можно встретить еще и третий вид питания электрических зубных щеток, от которого на Западе уже отказались— напрямую от сети. Это довольно неудобно, так как не у всех в ванной комнате есть розетка.
Отличаются щетки и по весу. Наиболее удобны в применении электрические зубные щетки, весящие от 100 до 200 г.
Хорошая электрическая зубная щетка предусматривает несколько скоростей работы. Самые современные зубные щетки имеют три скорости.
Большим плюсом при выборе электрической зубной щетки является встроенный таймер. Таймер оповещает время окончания гигиенической процедуры чистки зубов (кроме того, таймер может отсчитывать время, которое необходимо уделять верхней челюсти и отдельно нижней), а так же датчик давления, который просигнализирует, если вы слишком сильно прижимаете щётку к зубам.
Еще одним плюсом является наличие лампочки контроля зарядки аккумулятора.
Электрические зубные щетки делятся на "сплошные" и с переменными насадками. Электрические зубные щетки с переменными насадками несколько выгоднее – купив комплект переменных насадок, одной щеткой может чистить зубы вся семья.
Электрической зубной щёткой нельзя пользоваться людям, перенесшим хирургическое вмешательство на пародонте и после онкологических операций в полости рта.
Как выбрать зубную щетку.
Ассортимент современных магазинов открывает нам широкую свободу выбора.
Вот несколько критериев, по которым следует выбирать столь важную для нашей гигиены вещь:
• Длина чистящей головки зубной щётки не должна превышать 25-30 мм. Только в этом случае вы без труда доберётесь в самые труднодоступные уголки вашего рта, например, к коренным зубам.
• Сама чистящая головка должна быть плавных, округлых форм. Иначе велика вероятность повреждения дёсен.
• Лучше всего, если щетина не просто распределена по чистящей головке равномерно, но собрана в отдельные пучки с округлыми верхушками.
• Щётка с мягкой щетиной подходит для людей, имеющих заболевания дёсен, для детей и для беременных женщин (известно, что в период беременности десны становятся очень чувствительными). Большинству населения подойдет щетка с щетиной средней жесткости.
• Даже если вы очень любите всё натуральное, выбирайте всё же щетку с искусственной щетиной. Щетина натуральная впитывает влагу и становится благоприятной средой для размножения бактерий. Кроме того, натуральная щетина очень быстро ломается и острой кромкой способна повредить ваши десны.
• Ручка у детской зубной щётки должна быть толще, чем у взрослой – тогда ребёнку легче будет её держать.
• Лучше, если на ручке зубной щётки будут резиновые вставки. Так она не будет выскальзывать из рук.
• И помните: менять зубную щётку необходимо не реже, чем раз в три месяца! А так же после любого перенесённого инфекционного или вирусного заболевания, сразу же сменяйте щётку – на ней могут остаться микробы или бактерии.